Праздник Купала наши предки отмечали не по Григорианскому календарю и не по Юлианскому, а по старославянскому, который Петр Первый отменил в 1700 году. Календарь этот привязывался к астрономическим точкам. Начало года, т.е. Новый год отмечали в день весеннего равноденствия, а праздник Купала в день летнего солнцестояния. Христианская церков с давних времен пытается убить в народе Веру Предков, называя их язычниками (иноверцами). Сначала она действовала "огнем и мечем", а позже стала подменять понятия и переписывать историю. Привязывала новые христианские праздники к славянским и даже названия им давала похожие. Староверы называли себя "православными", а церковь называлась "ортодоксальной". Сейчас церковь называет себя православной опять чтобы подменить понятия.
Точно также действует Московский патриархат по отношению к Киевскому, называя Киевский патриахат раскольниками. А ведь это Московский патриархат отделился от Киевского в 1648 году. Богдан Хмельницкий позволил обьединить два славянских народа и церковь в один патриархат - в результате это вылилось в 300-летнюю войну между нашими народами.
Наши предки, чтобы правильно определить дни равноденствия и день солнцестояния, строили специальные сооружения (типа Стоунхенджа), называемые "майданами" (английское слово "mound", на санскрите означает "Место, где собираются люди для получения СИЛЫ"). Самые древние майданы строились из камней или из глины в форме круга. Технологии и знания, что применялись для строительства таких сооружений, на уровне современных и даже превосходят современную цивилизацию в духовном отношении. Современные христиане при строительстве церквей придерживаются тех же канонов, что и строители майданов. Именно поэтому православные храмы считаются наиболее святыми и наиболее энергетическими.
Майданов на территории Руси (Северная Евразия) несчесть, но мы о них практически ничего не знаем. О майданах знают только те кто возле них живет. За это спасибо нашим историкам и политикам, которые умело выжгли знания предков их наших мозгов. Они действовали теми же способами, что и православная церковь по отношению к староверам - расстрелом и подменой понятий.
В студенческие годы я впервые увидел картины Николая Рериха. Они меня потрясли. Потом я долго раздумывал, чем же они притягивают? И пришел к убеждению, что художнику удалось наполнить спои картины вселенской бесконечностью, вечностью, поступательностью бытия. Вот «Гесэр Хан» 1941 года: герой пускает стрелу за стрелой во множество солнц, разом взошедших, чтобы сжечь дотла Землю. Конь и всадник, выгнутый сверхнапряжением лук — это мгновение. Но видишь первый росточек живого на бурлящей магмой планете, видишь мириады веков, которые суждено тому живому расти.
Занявшись археологией, я познакомился и с этой страстью Николая Константиновича. И поразился грандиозности задачи, которую он перед собою поставил: проследить путь арийских племен, в середине II тысячелетия до нашей эры ушедших из прадавней Руси (Расы, Раши) в далекую Индию... Найти следы, в прах развеянные ветрами тысячелетий и необозримых пространств!
Однако случилось чудо: следы отыскались — в курганах вдоль исконных дорог, доныне бороздящих
степи Нижнего Поднепровья (древнего Синда, или Инда, как считают языковеды). Я понял это в начале 70-х годов, после раскопок Высокой Могилы у Староселья на Херсонщине,— здесь впервые удалось расшифровать мифы, заложенные в «пирамиды степей». На Чонгарском полуострове Азовского моря (вернее, болотистого залива его — Сиваша) был исследован уникальнейший комплекс из двух соприкасающихся насыпей. В этом памятнике обнаружились чрезвычайно наглядные соответствия одному из наиболее волнующих учений...
Об этом индоарийском учении и, главное, о следах его зарождения в прилегающих к Нижнему Днепру об-ластях и хочу рассказать.
Чонгарские курганы располагаются на возвышенном участке слабо пересеченной и сплошь распаханной степи — только на самом большом из курганов сохранился клочок целины. Но и этот изуродован — дотом военной поры, геодезической вышкой... Надо напрячь воображение, чтобы представить себе это место, когда посещали его только жрецы да изредка их соплеменники.
Легче, чем отрешиться от примет нашего времени, оказалось понять вычурность сооружения, хотя я уже около двадцати лет занимаюсь мифотворчеством строителей «степных пирамид»!
Курганы имеют обычно вид усеченного конуса или части сферы, их диаметр и высота колеблются в пределах 10 - 150 и 0,5 - 20 метров. Но среди древнейших из них (особенно середины II тысячелетия до нашей эры) встречаются и продолговатые. К ним-то и относились две насыпи на полуострове Чонгар, которые нам, археологам, предстояло исследовать. Сразу же стало понятно, что под объединяющим, но прерывающимся в одном месте валом скрыто пять первоначальных курганов; наибольший из них, нераспаханный, обращен был на запад, следующий располагался восточнее, а остальные — южнее второго. Необычным оказалось здесь то, что при небольшой высоте (3,5 метра) головного кургана вал протянулся более чем на полкилометра! Удивляла также извилистость его первой, северо-западной, части и прямолинейность второй, дополненной в конце изгибом к востоку, в проти-воположную головной насыпи сторону.
На подробно вычерченном плане всего комплекса сооружений мы вдруг увидели изображения змия и посоха, они были разделены глубокой узкой ложбинкой, но концы их (хвост и острие) соприкасались.
Многие из нас сразу же вспомнили «культуру изобразительных курганов» в долине североамериканской реки Миссисипи — особенно змиевидную насыпь близ Огайо. Гораздо менее известны змиевидные конструкции в курганах нашей страны — под Пятигорском, Одессой, у районного центра Чаплинка вблизи Перекопа неподалеку от исследовавшегося нами Чонгара. (Перекоп и Чонгар стали знамениты после гражданской войны; теперь им суждено, по-видимому, прославиться в истории всемирной культуры.) Объяснение чонгарскому феномену следовало искать прежде всего не на Американском континенте, а в прошлом Азово-Черноморских степей — в мифологии возникших здесь ариев.
Итак, змий и посох некоего божества... Ну, конечно же, Шеша и Вишну!
Змий, поддерживающий собой нею Вселенную, и ее главный создатель бог-странник! Согласно индоарнйским мифам, змий Шеша служит ложем для Вишну. Вставая под каждый Новый год с этого ложа, Вишну отправляется странствовать по трехмерной Вселенной, создавая тем самым пространство-и-время...
Но что значит «посох, прикоснувшийся к хвосту змия»? Такого сюжета нет среди записанных мифов. Быть может, чонгарский комплекс запечатлел оригинальный, утраченный впоследствии миф? Ответы на эти вопросы могли дать лишь тща-тельные раскопки и последующий анализ их материалов.
К разгадке одного из самых таинственных учений я стал подходить примерно за год до раскопок чонгарских курганов. Так что открытие чонгарского феномена получилось, так сказать, запланированным, еще раз подтвердив мудрость пословицы «На ловца и зверь бежит» — и вот это действительно чуду подобно!
Надо, однако, охарактеризовать то неоднократно упомянутое выше учение, которое представляет собой величайшую тайну арийской культуры и наиболее полно воспринявшего ее индуизма.
Такие учения имеются у каждого народа и повествуют о зарождении и гибели мироздания. Но у этого есть особенность, присущая, впрочем, всем дорелигиозным учениям. Она заключается в подчеркнутой циклично-сти. Если в христианстве, к примеру, бог лишь однажды сотворяет Вселенную, а затем (в день Страшного суда) уничтожает ее, то в более архаиче-ском индуизме Вселенная возникает — уничтожается — обновляется в пламени бесконечного количества раз, то есть здесь предугадано то, что мы сейчас именуем «пульса-цией Вселенной». Эти периоды назы-ваются в индуизме «днем Брахмы» («молитвы»), или же кальпой («ритуалом»).
Согласно мифологическому оформлению рассматриваемого нами учения Вселенная покоится на спя-щем Шеше; на нем же почивает и ее главный создатель Вишну. Но если бог просыпается раз в году, то его змий-ложе — раз в кальпу. Проснувшись, Шеша испускает ядовитый огонь (в иной версии — несколько солнц), который испепеляет все мироздание. Что происходит в этот период с Шешой и Вишну, дошедшие до наших дней мифы не зафиксировали.
Вот теперь можно рассмотреть, на-сколько учение о «дне Брахмы» со-ответствует памятникам Нижнего Поднепровья и примыкающих к нему областей. За последние пятнадцать лег здесь открыто четыре группы курганон, наиболее показательны из них - курганы между селами Большая и Малая Белозерка Василь-гиского района Запорожской области и между селами Чонгар и Новый Труд Генического района Херсонской области. Они расположены на одном нуги, у переправ через Днепр и Сивашский залив Азовского моря — Меотиды («молочной», «кормилицы», «матери») ариев и их потомков скифов.
Среди белозерских и чонгарских Курганов было по одному наиболее дрсниему, возникшему в середине III тысячелетия до нашей эры. На протяжении тысячелетия их не однажды досыпали — над могилами сменявших друг друга племен бронзового века. Последний раз — в середине II тысячелетия до нашей эры, в период переселения ариев в Индию. Одновременно с этими досыпками в обеих группах заложили по четыре новых кургана, после чего захоронения вдруг прекратились и были возобновлены лишь через тысячу лет, уже в скифское время. Удалось проследить, что и в этих двух, и в двух других группах самыми последними погребениями оказывались трупосожжения. Они-то в белозерских курганах и заинтересовали меня пятнадцать лет назад, когда я их только раскопал. В степях Евразии известно множество таких погребений, характерных для языческих славян, германцев, греков и других народов Европы, а в Индии бытуют и доныне. В большей или меньшей степени они практиковались одновременно с захоронением трупов, и причины такоо сосуществования столь разных обрядов для ученых пока неясны. Но в трех белозерских курганах находились останки четырех сожженных трупов, и они оказались связанными с временем мифотворчества строителей здешних «степных пирамид».
Не сразу, но по мере углубления в мифологию ариев, я осознал, что трупосожжения и сопряженные с ними мифы белозерских курганов образуют замкнутый цикл, охватывающий весь ранний период так называемой срубной культуры. Деревянный сруб погребения 13 кургана № 2 с обгорелыми останками перекрыли крестообразной досыпкой с воронкою в центре. Эта воронка над погребением была заполнена илом лишь в конце ритуала (то есть «землей-и-водой»), а также остатками костра (то есть «огнем»). Вполне очевидно, что покойник уподобился здесь образу Огненного Зародыша в изначальной пучине — с чего, как мы уже знаем, начинается индоарийский «день Брахмы». Следующая, последняя досыпка кургана № 2 была крестообразной с довольно отчетливыми очертаниями птицы. В желтом, «солнечном», круге на ее спине и совершили трупосожжение, означавшее, несомненно, «отправленного на небо посланца». Я долго раздумывал над его мифологическим соответствием, пока не сопоставил его с загадочным Гандхарвой,который «поднялся прямо в небо» на «златокрылом орле» и уподобился там напитку бессмертия. Согласно авторитетным комментаторам «Ригведы», словосочетание «поднялся прямо в небо» означает не столько полет, сколько воскрешение, что вполне соответствует идее погребения.
mound- 1) насыпь; холм
2) холм, образовавшийся из кухонных отбросов и утвари древнего человека
3) курган; могильный холм. Земляное сооружение, характерное для индейских культур адена [Adena Culture], хопуэллская [Hopewell Culture] и др. в восточной части США; среди них курганы Кахокия [Cahokia Mounds], Большой змеиный [Great Serpent Mound] и др. Существуют храмовые [temple mound] и могильные курганы [burial mound]. Последние появились около 1500 г. до н.э.
MoundBuilders- строители курганов Собирательное название представителей двух различных по происхождению доисторических индейских культур на территории США, строивших курганы: т.н. цивилизация Вудлендс [Woodlands], которая по мнению некоторых ученых восходит к культуре, пришедшей из северной Азии, где существовали подобные земляные сооружения (хоупуэллская культура [HopewellCulture] на юге Огайо), и культура, следы которой найдены на севере центральной части Джорджии, в Алабаме и в низовьях р. Миссисипи [MississippiRiver] и которая позволяет предположить ее родство с цивилизациями Центральной Америки.
Mound City - "Город курганов" Одно из прозвищ г. Сент-Луиса [St. Louis], шт. Миссури, связанное с тем, что в древности места, где сейчас находится мегаполис, населяли индейцы, представители культуры строителей курганов [Mound Builders].
МАЙДАН, -у, ч. 1. Велике незабудоване місце в місті або селі; площа. // Базарна площа.
2. Те саме, що майданчик 2.
3. діал. Лісова галявина.
4. діал. Смолярня.
5. археол. Стародавня могила, розкопана згори.
МАЙДАН площадь, место, поприще;
| возвышеная прогалина и
| стоящий на ней лесной завод: смолокурня, дегтярня, поташня, смолевой, селитряный майдан, завод, работающий на воле; буда;
| сборное место;
| станичная, сборная изба;
| охотничья хижина в лесу, на прогалине;
| суводь, водоворот на широком плесу;
| торг, базар, или место на нем, где собираются мошенники, для игры в кости, в зерн, орлянку, карты, откуда пожеланье: талан на майдан! что в значит: удачи на ловлю!
| курган, древняя могила. Майданище род городища, особ. в лесу, или где был лес, и будний, смолевой майдан. Майданный, к майдану относящ. Майданный курган, могила, разрытый, раскопанный сверху, с котловиною. - подъямок, род ларя, для стока смолы, под курною печью. Майданить, майданничать, мошенничать, промышлять игрою.
МАЙДАРИ ХУРАЛ (Круговращение Майдари), ламаистский храмовой праздник в честь будды Майтреи (монг. Майдари). Легенда приписывает введение М. х. реформатору буддизма в Тибете Цзонкаое в 1409. Разные монастыри отмечают его в разное время, но в пределах летних месяцев. Участники церемонии провозят вокруг монастыря колесницу со скульптурой Майдари, в которую впрягается ритуальная деревянная лошадь зелёного цвета. Церемония символизирует объезд Майдари вокруг Вселенной и распространение на неё его благодати. Обычно М. х. длится с восхода солнца до заката и сопровождается службами у всех 4 ворот монастыря (южных, западных, северных, восточных).
майдон - 1) площадка возле дома с хозяйственными постройками,
2) площадь, плац, манеж, арена.
Кизил-Майдон - Красная площадь.
майдонда - на плацу.
уруш майдони - поле битвы.
майдонча - площадка.
болалар майдонси - детская площадка.
majdan - 1) поле битвы, фронт
2) возделанная площадь, обраборанная земля.
majdandas - совместно выступать на фронте.
мэйдан - 1) площадь, плац, майдан.
2) арена, манеж.
Кызыл мэйдан - Красная площадь.
мэйданчык - площадка, эстрада, арена.
meydan - 1) площадь, плац, поле, площадка. (вообще - много значений и сочетаний
с другими словами)
2) кругозор, поле зрения, обозримое пространство.
hava meydani – аэродром
meydanda durmak - виднеться, быть в поле зрения.
meydana cikarmak - показывать, обнародывать.
meydanlik - открытое, ровное место.